Таблицы в документах
Стили и оформление
Общие вопросы
О проекте
Контакты
Полезные ссылки
Карта сайта
Вход для участников

Текстовые документы (Writer)

Философия таблиц в OO Writer Печать
Текстовые документы (Writer)
Автор chkur   
22.11.2008 г.
Несмотря на наличие в офисном пакете OpenOffice.org табличного процессора Calc, часто таблицы используются в текстовых документах, перемежаясь с обычным текстом или составляя основное содержимое документа. Многие начинающие пользователи впервые используют таблицы именно в текстовом редакторе и, в дальнейшем, привыкая, используют их всё чаще. Эта статья объясняет некоторые моменты в операциях с таблицами Writer. 
Удобство работы с таблицами в ООо от версии к версии улучшается.
Весь последующий текст справедлив лишь для версии OOo 3.0.0 Pro. Подробнее о сборках OOo см. ссылки в конце статьи. В других сборках или версиях ОOо возможны различия в поведении таблиц.

Вставка таблиц

Вставка таблицы в текстовом документе может осуществляться несколькими способами: при помощи меню, панели инструментов или горячих клавиш (Ctrl+F12 про умолчанию). В этом случае создается таблица с равномерной шириной столбцов. Можно создать таблицу преобразованием из текста (Таблица — Преобразовать — Текст в таблицу). 

Также можно создать таблицу при помощи автозамены. В этом случае можно сразу задать столбцам нужную ширину. Для этого нужно с начала абзаца написать последовательность символов «+» и «=» (или «-») и нажать Enter. Знаки + будут указывать границы столбцов. Например, такая последовательность: 

+====+=======================================+===+===+

создаст вот такую таблицу:

 Image

 

Конечно, ширину столбцов можно изменить и после создания таблицы. Быстро сделать это можно нажатием клавиш CTRL и стрелок ВПРАВО или ВЛЕВО. Нажатие CTRL и стрелок ВВЕРХ или ВНИЗ будет изменять высоту строки. 

Как видно, горячие клавиши могут заметно ускорить работу с таблицей. Сочетания клавиш, назначенные по умолчанию, описаны в справке. Но, к сожалению, не всегда они выбраны удачно. Поэтому при систематической работе с таблицами имеет смысл настроить использование клавиатуры для себя. Сделать это можно через пункт меню Сервис — Настройка — Клавиатура, Функции, Таблица.

Параметры вставки новой таблицы можно изменить через меню: Сервис —Параметры — OpenOffice.Org Writer — Таблица. Если нужно при вставке таблицы автоматически вставлять ее заголовок, настроить это можно здесь: Сервис —Параметры — OpenOffice.Org Writer — Автозаголовок.

Использование Навигатора при работе с таблицами

После вставки таблица отображается в Навигаторе в разделе «Таблицы». Для быстрого перехода к нужной таблице можно дважды щелкнуть мышкой по названию. Здесь же можно таблицу удалить, переименовать или изменить ее свойства. Для упрощения поиска таблицы крайне желательно давать таблицам осмысленные названия. Сделать это можно при вставке таблицы или потом — в ее свойствах.
Примечание: помещение курсора в таблицу не выделяет ее в Навигаторе. Выделенной в Навигаторе остается таблица, к которой был осуществлен переход через него. Поэтому, при удалении таблицы через навигатор — убедитесь, что вы удаляете именно ту таблицу, что собирались.

Обтекание текстом

Таблицы в ООо не поддерживают обтекания текстом. В случае, если необходимо вставить таблицу и какое-то содержимое справа/слева от нее, необходимо поместить таблицу во врезку. С этим связаны проблемы при импорте некоторых документов, созданных в Microsoft Word. Если в документе MS Word есть таблица, размещенная более чем на одной странице, с установленным обтеканием текстом слева/справа, при импорте она поместится во врезку и будет видна только первая страница. Решение подобных проблем описано в FAQ.

Вставка и удаление текста до и после таблицы

В случае, если таблица вставлена в начало или конец документа, может возникнуть вопрос: как вставить текст до или после таблицы?

Для вставки пустой строки до таблицы перейдите в начало первой ячейки таблицы и нажмите Enter. Для вставки пустой строки после таблицы перейдите в конец последней ячейки таблицы и нажмите Alt+Enter. Рекомендуется не начинать документ с таблицы, т. к. в этом случае будет затруднено выделение всего текста в документе. Если перед таблицей в документе не должно быть текста — вставьте перед ней пустой абзац.

Чтобы удалить абзац после таблицы, установите курсор в конце таблицы и нажмите Ctrl+Shift+Delete. Это может понадобиться, если пустой абзац после таблицы переходит на следующую страницу. Использование данной функции не рекомендуется, т.к. в этом случае будет затруднено выделение текста в документе.

Повторение номеров столбцов таблицы

Текстовую таблицу можно разбить или объединить (через меню). В текстовой таблице можно задать повторение заголовка на каждой странице. В совокупности эти две возможности позволяют создать визуально одну неразрывную таблицу (на самом деле — две таблицы), в которой на каждой странице будет отображаться вторая строка таблицы (только при сохранении в «родном» формате odt). Это полезно, если в первой строке находятся заголовки, а во второй — номера столбцов. Для этого нужно:

  • создать таблицу;
  • в первую строку внести заголовки столбцов;
  • во вторую строку внести номера столбцов;
  • разбить таблицу между первой и второй строкой с выбором режима "Заголовок пользователя";
  • удалить пустую строку (в случае сохранения в doc — придется оставить строку, но можно уменьшить шрифт до минимально возможного)

Выделение таблиц

В таблицах ООо работает особый режим выделения. Нажатие Ctrl+A первый раз выделяет ячейку, второй раз — выделяет таблицу, третий раз — выделяется весь документ. Вначале это может показаться неудобным, когда пользователь хочет по Ctrl+A выделить весь документ. Однако в дальнейшем это может значительно упростить работу по форматированию/копированию или удалению таблиц и ячеек таблиц.
Иногда строки таблицы не разрываются между страницами, а переносятся полностью на следующую страницу. Или на одной странице остается только одна строка, а остальная часть таблицы переносится на следующую. Такое встречается при импорте документов, созданных в MS Word. В этом случае в первую очередь нужно посмотреть свойства таблицы — вкладку «На странице». Также нужно посмотреть свойства абзаца (вкладку «Положение на странице»). В случае, если проблему не удалось таким образом локализовать, посмотрите на стили абзаца, используемые в таблице. Проблемы встречались при применении в таблице стиля «Заголовок» и его подстилей. Выделите таблицу, примените стиль «Базовый» или «Содержимое таблицы». В этом случае форматирование таблицы изменится в соответствии с применённым стилем.

Форматирование таблиц

К таблице можно применить предопределенный формат (обрамление, шрифт, цветовую заливку или выравнивание). Для этого нужно установить курсор в таблицу и вызвать команду Таблицы — Автоформат. Шаблон также можно указывать в диалоге создания таблицы. Если предустановленные шаблоны не устраивают, ничто не мешает внести в список свой шаблон на основе существующей таблицы.
В случае, если нужно в таблице использовать вертикальный текст, необходимо использовать свойства символов. Разбивать строки в этом режиме нужно при помощи Shift+Enter. В формате doc не сохраняется.

Вычисления в таблицах

В таблицах можно использовать вычисления. Нажмите F2 и при помощи появившейся строки формул введите нужную формулу. В формулах можно указывать ячейки из других таблиц.
В таблицах также можно защищать содержимое ячеек от случайного изменения.
 

Обсудить на форуме...

Последнее обновление ( 20.08.2012 г. )
 
След. »

Главная arrow Текстовые документы (Writer) arrow Философия таблиц в OO Writer

MyOOo.ru, 2008 — 2017. Хостинг предоставлен компанией Netangels