Сообщество

Семь дней на пути к Ru.OpenOffice.org Печать
Автор Opener   
08.05.2007 г.

Пролог

В конце 2006-го года грянуло дело «школьный учитель Поносов против Microsoft» и медленно раскатилось эхом по всей стране. Не было никаких сомнений в том, кто победит и чем это грозит остальным, поэтому мне - единственному системному администратору нашей небольшой частной конторы - было поручено тщательно изучить нашу сеть на предмет использования нелицензионного программного обеспечения и представить начальству подробный отчет, во сколько нам обойдется снова стать законопослушными гражданами.

С этого дня и начинается история свободного программного обеспечения в нашей конторе.



День первый "Авгиевы конюшни"

Сегодня я был занят обследованием нашей сети. Конечно, строго говоря, я должен был и так знать что где кем и зачем установлено на каждом из подведомственных мне компьютеров. Но, каюсь, этого я не делал...
Да и как это можно было сделать, если к моему поступлению на должность каждый работник имел администраторские полномочия на своей машине с Windows XP Professional? Правило установки ПО на компьютере было простым: устанавливались только те программы, которые мог достать владелец компьютера. Изменить это простое правило я не мог, потому оставалось только наблюдать и стараться безупречно исполнять свои обязанности.

В мои обязанности входила (помимо решения всяких мелких «железных» проблем) переустановка вконец убитых операционок (а больше полугода они у нас не жили; почему? смотри «Правило установки ПО на компьютере»), да поиск программ и «кряков» к ним по заказу пользователей - а это был широкий спектр «программок»: начиная от статистических программных комплексов, заканчивая моделированием причесок. Ну и конечно содержание всего этого бардака в виде локальной компьютерной сети в работоспособном состоянии - моя прямая официальная обязанность!

За годы таких порядков на компьютерах моих пользователей образовался самый настоящий зоопарк. Чего там только не было! Всевозможные игры, профессиональные комплексы редактирования графики, звука и видео, новейшие версии средств разработки программ на всевозможных языках, программы расчета всего и вся, наконец, системы разработки интерьеров и дизайна, а также многое-многое другое!

Да уж, изрядно помучился я, прежде чем получил внушительный список - перепись обитателей зоопарка, радующих моих пользователей в повседневной работе Но ведь еще предстояло посчитать сколько вся эта радость стоит! И я засел за Интернет.
Собственно, так - в беготне и поисках - и прошел первый день на пути к свободному программному обеспечению.

День второй "Ответственные решения"

Иду докладываться к начальству: вот он мой список!

- М-да...

Мой шеф, взъерошив волосы, пристально изучал несколько листков, лежащих перед ним на столе. В них не было ничего особо необычного - формат A4, шрифт ровный, Arial размера 12. Но вот содержимое (семантическая нагрузка, заковыристо выражаясь) повергло в шок моего шефа - хоть и довольно молодого (для шефа), но уже бывалого человека.

- Хочешь сказать, что сейчас я должен достать из сейфа и выложить тебе вот столько тысяч долларов?

Я молчал и просто пытался распознать иконки на изрядно загаженном рабочем столе шефа. Любому было бы на моем месте понятно, что сей вопрос был просто риторическим. Конечно он сейчас не станет выкладывать такие деньги из сейфа. Просто потому, что их там нет! Да и не было никогда. И, возможно, не будет.

- Ну и что нам теперь делать?

Этот вопрос риторическим уже не был. И к такому вопросу я уже был готов. Правда, не ожидал я увидеть нашего шефа в такой растерянности.

Будучи человеком законопослушным, сейчас он видел перед собой всего лишь два варианта: распродать всю нашу фирму и уйти из бизнеса или ... заплатить огромный штраф, сесть на нары и тоже уйти из бизнеса. Вот такая неприятная альтернатива... Что ж, пожалеем его!

...Спустя час мой шеф был уже более благодушным и оптимистичным человеком. Жизнь снова казалась ему светлой и радостной. А все потому, что из моего огромного списка мы (руками начальства - я тут ни при чем! ) вычеркнули все, что напрямую не относится к работе. Кто-то наверное расстроится, что у него не будет Frontpage и SPSS, но на работе это не скажется. Разве что в лучшую сторону! На том и порешили.

На листочке теперь красовалась совсем другая цифра, а на горизонте моей жизни замаячила премия за хорошо сделанную работу. Но ведь эту премию можно еще увеличить и приблизить? И я рассказал своему шефу про свободное программное обеспечение.

Ну вот и итог моей беседы с шефом про «OpenSource и все такое»: сижу за компьютером и выкачиваю свежую версию Ru.OpenOffice.org. Посовещавшись недолго, мы порешили, что Linux как стандартная операционная система в нашей конторе - это пока чересчур (с ним пока на мне будем тренироваться), а вот OpenOffice (который позволит ликвидировать самую жирную строчку в нашем списке расходов на ПО) - самое то! Тем более, что я им уже пользуюсь пару месяцев и кое-какой опыт имею...

На клиентские Windows деньги (хоть и с сожалением) выданы были - сказалась солидная экономия от начального варианта. Завтра будем становиться законопослушными гражданами.

Дни третий и четвертый "В трудах праведных"

Два дня я ставил на компьютеры новые (лицензионные!) Windows и Ru.OpenOffice.org, и еще (по мелочи) свободные программы (типа Mozilla Thunderbird и Firefox, Gimp и др.), настраивал заново сеть и все это тестировал. Шеф попросил уложиться со всеми делами за выходные - чтобы основная работа не простаивала. Пользователи, конечно, предупреждены, но сюрприз для них будет тот еще!

Пришлось придумывать стандартные настройки для офиса: везде сделал сохранение по умолчанию в форматах документов от Microsoft, кое-где поменял панельки инструментов и еще по мелочи... Немного посомневавшись, я не стал менять пункты меню под MS Office - в конце концов отличий в этом между MS Office и OpenOffice не так уж много.

И правила установки программ на компьютеры теперь другие. Отныне никаких администраторских прав моим пользователям! «Ибо аз есмь царь всея сети!»

День пятый "Закон и порядок"

Первый день использования. Сижу, наблюдаю...
Все с интересом подходят к своим компьютерам. Потыркавшись по главному меню, с разочарованием не находят своих привычных «неслужебных» программ и с опасением смотрят на OpenOffice. Но работа есть работа, и вот уже на всех машинах запущено по Writer'у, а кое-где и Calc.
Посыпались первые вопросы:

  • А почему страница в новом "ворде" не по центру?[1]
  • А как нарисовать таблицу в Writer?
  • А как распечатать выделенный фрагмент?
  • А почему у меня панелька то появляется, то пропадает?

и кое-где началась паника:

Уже почти заплаканная прибежала сотрудница: «Я целое утро текст набирала. Сохранила его, а после обеда открыла файла, а у меня текст стал какими-то иероглифами!!!» Вот и выяснили, что иногда Writer теряет кодировку символов в RTF...[2]

«А чего это у меня с отсканированным файлом? В ворде все было нормально» - как-то недобро на меня поглядев поинтересовался еще один сотрудник. Кто это, интересно, придумал по умолчанию отображать такие, чисто служебные, поля как «мягкие переносы»?

Ну, с этим мы разобрались понемногу. Хотя день выдался напряженным - пришлось побегать, да пооправдываться: «Это не хуже, это даже лучше!», «Ну, просто это здесь, а не там...», «Да, оно называется по-другому». Плюс еще краснеть за некоторые проблемы и чувствовать себя врагом народа...

«Ничего, привыкнут! А я им помогу» - с такими мыслями сажусь составлять инструкции для пользователей: что делать можно, а что не рекомендуется.

День шестой "Первые потери"

Вот и возникли первые серьезные проблемы и, как следствие, первые потери.
От одного из клиентов пришло гневное письмо: в документе (созданном в Writer), который мы ему переслали нет ни одной картинки (хотя должны быть в изобилии)! Кто же знал, что по умолчанию при вставке картинки из файла Writer (в отличие от Word) сохраняет в документе только ссылку! Вот и отправили пустой файл клиенту. А сроки поджимают...

А тут посыпались и другие проблемы: от еще одного клиента пришел файл с большой таблицей, а видна только ее часть... Полчаса за интернетом показали, что проблема опять же в OpenOffice - он сует таблицу во фрейм, который целиком не показывается. Пришлось краснеть.

Но чашу терпения переполнил другой случай: оказывается, что вчера одна из сотрудниц убила целый день на жутко интеллектуальную переписку с клиентом - она ему: «В вашем файле не указано...», а он ей в ответ: «Ну как же, вот там написано!». Хорошо не поругались. Пришлось объяснять шефу, что человек, который пишет тексты, не пользуясь клавишей Enter (а потому одним абзацем), - ламер по определению, и OpenOffice на таких не рассчитан, ограничивая размер абзаца в 64К.

Шеф согласился и отметил, что:

  1. так писать - это глупость;
  2. если бы такой человек не являлся его клиентом, он бы тоже назвал его ламером;
  3. но так как этот человек - есть клиент, то шеф сейчас не в восторге от меня лично и начинает сомневаться в моих умственных способностях.
Обидно.

Но решение все-таки найдено без кровопролитий и увольнения: срочно бегу за лицензионным MS Office для отдела по работе с клиентами. В конце концов, в кабинет начальника всегда заходишь со своим мнением, а выходишь - с его.

День седьмой "Что день грядущий нам готовит?"

Сегодняшний день обошелся без происшествий. Народ (большая часть - та, которая не работает напрямую с клиентами) попривык к новому офису и уже без особых опасений тыкает по кнопкам. Несколько человек уже даже попросили взять дистрибутив на дом: кто-то, чтобы не было проблем при переносе документов между домашним офисом и рабочим, кому-то понравилось использовать OpenOffice, кто-то не хочет запоминать отличий в использовании. Никто из-за новых программ не уволился и истерик особо не закатывал - это хорошо!

Правда, сохранять документы все-таки решили в двух форматах (на всякий неприятный случай) - так надежнее. Я уже набросал своим пользователям небольшой список отличий (точнее, даже How-To: где изменить параметры страницы, как вставить альбомную страницу между книжными, как делать нумерацию страниц и т.д.), небольшой список «чего нельзя» (там совместное редактирование документов, автоинкремент при «протягивании» многоуровневых номеров и ограничения по объединенным ячейкам в Calc и кое-что другое) и на что обращать внимание при открытии doc-файлов (всякие там картинки, которые могут ужаться до нулевого размера, логотипы в колонтитулах, а также длинные таблицы). Все это я разместил на сервере в html-файле - при необходимости легко внести изменения - в общем доступе. Пользователи у нас дисциплинированные - ворчат, но пользуются.

Что будет дальше? Поживем-увидим.

Эпилог

Днем седьмым заканчивается эта история. Почему? Просто потому, что ничего значительного и достойного упоминания больше не случалось. Первые проблемы оказались самыми значительными, но на них все и закончилось. Я периодически посещаю форум по OpenOffice (вот этот: http://community.i-rs.ru ) и морально готовлюсь к возможным проблемам (что можно сделать, чего нельзя, какие баги могут в работе проявиться).

Моральной готовности, как правило, хватает - ну не требуется нашим пользователям ничего изощренного! Все, к чему привыкли есть, без всего, чего нет привыкли обходиться. Но списки How-To и багов веду старательно - если пользователей подготовить, то и проблем у них будет меньше...

Скоро вот собираюсь провести небольшой семинарчик по OpenOffice: стили, навигатор, шаблоны - работать в офисе станет легче моим пользователям, да и начальство поддерживает.
Вот и все,

всегда Ваш,
Opener

P.S.: Премию за экономию бюджета на свободном ПО я, кстати, получил. Хорошую! Чего и вам желаю.

Обсудить на форуме...

  •  Источник: конкурс на лучшую статью о пакете OpenOffice.org. Номинация "История одного проекта"

  • [1] Исправлено в OOo 2.3.0 - прим. MyOOo.ru
  • [2] Исправлено в OOo 2.4 - прим. MyOOo.ru
Последнее обновление ( 26.08.2012 г. )
 
« Пред.

Главная arrow Сообщество arrow Семь дней на пути к Ru.OpenOffice.org

MyOOo.ru, 2008 — 2024. Хостинг предоставлен компанией Netangels